Поиск

вторник, 7 января 2014 г.

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция - причинное объяснение поступков человека. Немов Р.С. определяет ее как мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, на развитие способности предсказывать их.
Для HR-менеджера  такие навыки чрезвычайно полезно и необходимы в работе. Первый раз она упоминается в работах Ф.Хайдера ("Психология межличностных отношений"), однако наибольший вклад в понимание этой темы внесли работы Г.Келли (Теория личностных конструктов). Сегодня известна и применяется некоторыми специалистами методика "Решетка личностных конструктов", позволяющая самостоятельно найти личностные конструкты - шкалы, служащие ориентирами в мире социальных отношений.
Наука знает несколько интересных фактов, иллюстрирующих каузальной атрибуции.

  • В ситуации неудач, несчастий, ударов судьбы, затрагивающих кого-либо лично и касающихся значимых для него людей, человек человек не склонен искать причины этого только исключительно в сложившихся обстоятельствах, он обязательно будет винить себя или других в произошедшем или обвинять саму жертву. Пример: обычно родитель упрекает себя или ребенка, если он упадет, ушибется, порежется
  • Тенденция приписывать ответственность за несчастье тому человеку, которого оно постигло. "Сам виноват".
Достаточно часто человек совершает поступки, заранее не обдумывая или не обдумывая не до конца, и не оценивая последствия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий